Детский сад осуществляет помощь в коррекции отклонений в речевом развитии детей.
В штате детского сада находится 6 учителей-логопедов
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй речи, словарный запас, связная речь; габлюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учителя-логопеда учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия (игровые коррекционно-развивающие занятия).Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих образовательных и воспитательных задач.
Формы коррекционной работы:
№
|
Формы коррекционной работы |
Цели и задачи |
Сроки |
1
|
Углубленное логопедическое обследование детей на основании речевой карты
|
Цель: определить и подтвердить структуру и степень выраженности имеющегося дефекта.
Задачи:
выявить симптоматику, типичную для группы в целом, и индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные различными причинами нарушения в каждом отдельном случае;
определить основные направления и содержание логопедической работы. |
1-3 неделя сентября |
2
|
Индивидуальная совместно-организованная деятельность с детьми
|
Цель: коррекция нарушений звукопроизношения; развитие компонентов речи в соответствии с уровнями речевого развития.
Задачи:
выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
постановка отсутствующих у ребенка звуков;
закрепление и автоматизация навыков правильного произношения поставленных и имеющихся в речи детей звуков. |
В течение учебного года, ежедневно |
3
|
Подгрупповая совместно-оорганизованная деятельность с детьми
|
Цель: формирование коммуникативных функций речи и общей готовности к школе.
Задачи:
Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение детей самостоятельному высказыванию; сформировать навык использования различных типов предложений; вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание. |
П/гр.(I – II)
2 раза в неделю;
Микро-подгруппы (1, 2, 3)
2 раза в неделю |
4 |
Промежуточное обследование |
Цель: оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.
Задачи:
определение задач и содержания коррекционной работы в последующий период обучения. |
Январь |
5 |
Итоговое обследование |
Цель: итоги коррекционной работы за учебный год
Задача:
анализ повторного обследования речи детей рекомендации к их дальнейшему обучению. |
Апрель |
График работы учителя-логопеда
понедельник: 9.00-10.50 - совместно-организованная деятельность
пятница с малыми подгруппами
11.00-12.30 - индивидуальная работа с детьми
12.30-13.00 - логопедизация режимных моментов; участие
в создании развивающей среды группы
и логопедического кабинета
вторник: 9.00-9.30 - совместно-организованная деятельность
четверг с Iп/гр.
9.40-10.10 - совместно-организованная деятельность
со IIп/гр.
10.20-12.30 - индивидуальная работа с детьми
12.30-13.00 - логопедизация режимных моментов; участие
в создании развивающей среды группы
и логопедического кабинета
среда: 15.00-15.10 - логопедизация режимных моментов
15.10-16.30 - индивидуальная работа с детьми
16.30-19.00 - индивидуальная работа с особыми детьми
в присутствии родителей; консультации для
родителей
В соответствии с рабочей программой, коррекционная направленность является приоритетной.
Коррекционно-развивающая работа, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
4. Работа по здоровьесбережению и здоровьеформированию:
Анализ здоровья наших детей требует работы по здоровьесбережению и здоровьевформирванию. Здоровьесбережение - система мероприятий по сохранению здорововья детей. Здоровьеформирование - система мероприятий по приобретению и формированию здоровья у детей. В гашем саду данные цели достигаются за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса - педагогов, администрации, психолога, медиков, детей и их родителей. Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
1. лечебно-профилактическое;
2. обеспечение психологической безопасности;
3. оздоровительная направленность;
4. валеологическое направление
В детском саду разработана система физкультурно-оздоровительной работы ССЫЛКА
5. Оказание психологической помощи
Детский сад осуществляет психолого-педагогическую помошь.
В штате детского сада находится педагог-психолог
Перспективный план психолого-педагогического консультирования и оказания психологической помощи на учебный год -ССЫЛКА
1.Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальное; групповое; на уровне детского сада.
Формы сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
профилактика;
просвещение.
Организационные формы образовательной деятельности педагога-психолога
В старших логопедических группах продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности с педагогом-психологом (ООД):_25минут___(по СанПиНу)_________
В подготовительных логопедических группах продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности с педагогом-психологом (ООД):_30 минут___(по СанПиНу)_________
- подгрупповая ООД- развивающие занятия,направленные на социально-коммуникативное ,познавательное развитие
- индивидуальная ООД – коррекционно-развивающие занятия ,направленные на развитие познавательной сферы или направленные на социально-коммуникативное развитие в случае выявленных особенностей развития ребенка.
Формы образовательной деятельности
- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, психологические,релаксационные)
-создание ситуаций
-инсценирование и драматизацияв подвижных играх имитационного характера
Формы взаимодействия с семьей
№ п/п |
Направления взаимодействия |
Формы взаимодействия |
1 |
Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей |
- социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи,
- беседы,
- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком,
- анкетирование,
- проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.
|
2 |
Информирование родителей |
- информационные стенды,
- личные беседы,
- общение по телефону,
- индивидуальные записки,
- родительские собрания ,
- сайт организации,
- передача информации по электронной почте,
- объявления,
- памятки.
|
3 |
Консультирование родителей |
- консультации на различную тематику, (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)
|
4 |
Просвещение и обучение родителей |
- семинары – практикумы, мастер –классы с 7 группой совместное занятие с логопедом и воспитателями)
- по выявленной проблеме (направленность - педагогическая, психологическая)
- сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет,
- творческие задания,
- игротренинги родителей с детьми "Игры с пользой"
|
5 |
Совместная деятельность детского сада и семьи |
- дни открытых дверей,
- организация совместных праздников (участие в качестве персонажа на общих праздниках).
|
Формы взаимодействия с педагогами
№ п/п |
Направления взаимодействия |
Формы взаимодействия |
1 |
Консультирование педагогов |
- консультации на различную тематику, (индивидуальное, очное, дистанционное консультирование)
|
2
|
Просвещение и обучение педагогов |
- семинары – практикумы,
- мастер – классы,
- треннинги
|
3 |
Обмен опытом на районном МО педагогов-психологов |
|
Перечень диагностических методик, используемых в работе ГБДОУ № 39 педагогом-психологом
Основной блок. |
I.Диагностика познавательной сферы
|
Диагностика мышления
|
- Методика «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф-Д.Харрис)
- Методика «Цветные прогрессивные матрицы» (Дж.Равен)
- Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ (Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко)
|
Диагностика памяти
|
- Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия)
- Методика «Узнай фигуру» (А.Н. Бернштейн)
|
Диагностика внимания |
- Методика «Шифровка» (Д.Векслер)
|
II. Диагностика готовности к школе
|
Диагностика зрительно –моторной координации |
- Методика «Гештальт-тест» ( Бендер)
|
Диагностика мышления |
|
Диагностика мотивации к обучению |
- Методика «Определение мотивов обучения» (М.Р.Гинзбург)
|
III. Диагностика эмоционально-волевой сферы |
|
- Методика «Узнай 6 эмоций» (модификация методики И.Н.Агафоновой»)
- Методика «Воспроизведи эмоцию»
|
Дополнительный блок.
|
Диагностика эмоционально-личностной сферы |
- Методика «Рисунок несуществующего животного»
- Методика «Рисунок семьи»
- Методика « Два дома» (И.Вандвик,П.Экблад)
- Методика «Лесенка» (Н.В. Щур)
- Методика «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)
- Цветовой тест отношений (А.Эткинд)
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
|
6. Условия для индивидуальной работы с воспитанниками:
1. Наличие штатного педагога-психолога
2. Проведение психологических исследований, опросов (Пример анкет: Анкета 1, Анкета 2, Анкета 3)
2. Наличие 6 штатных учителей-логопедов
3. Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с детьми:
-
Положение об индивидуальном образовательном маршруте в ГБДОУ № 39 ССЫЛКА
-
Индивидуальный образовательный маршрут. ССЫЛКА
-
Индивидуальный образовательный маршрут. Взаимосвязь работы специалистов ССЫЛКА